Технические ткани. Бельтинг. Материалы для изготовления приводных ремней и транспортерных лент.

Текстильные материалы.

   Бельтинг. Подлинное значение слова «бельтинг»-это ткань, применяемая для изготовления приводных ремней (происходит от английского слова belt, что значит ремень).

   Таким образом, правильнее было бы эту ткань называть рем-невой тканью. Однако такое название неточно, так как эта ткань применяется для изготовления и ряда других изделий: транспортерных лент, ушютнительных манжет и др.

   Бельтинг представляет собой суровую хлопчатобумажную ткань, неаппретированную, гроденапЛе-вого переплетения. Гарнитуро-вое, или гроденаплевое, переплетение-это наиболее простая форма переплетения тканей. При таком переплетении нити основы и утка образуют правильную сетку (рис. 19). Изготовляется бельтинг как по основе, так и по утку из крученой хлопчатобумажной пряжи, обычно низких номеров.

   В Советском Союзе бельтинг, с целью улучшения его качества, подвергался большим изменениям. Менялись его вес и структура. Чаще всего подвергалась изменениям плотность нитей основы и утка.

Бельтинг изготовляется нескольких типов. По выработке бельтинги делятся на мягкотканые и плотнотканые. Последние обладают значительной плотностью нитей, что сообщает ткани большую способность к растяжению по утку вследствие большей волнистости основных нитей. Поэтому плотнотканые бельтинги, имея повышенную прочность и небольшую толщину, обладают несколько большим относительным удлинением. Особенно целесообразно применять плотнотканые бельтинги для изготовления элеваторных лент.

   Белътинги различаются также по весу. В Советском Союзе изготовляются бельтинги следующих типов: Б-820, Б-930, Б-1048 и БП-985 (цифры обозначают вес квадратного метра в граммах). Бельтинг типа БП-935 является плотнотканым.

   Таблица 2

Техническая характеристика бельтингов

аименовани е бельтинга

Показатели Б-820 Б-930 Б-1048 БП-985

Ширина, см: норма . . . . 107, 75 107 107 107

допускаемые отклонения, % … Вес 1 л2: норма, г ……. … 1.5, 1 820 1,5 930 1.5 1048 1,5 . 985

допускаемые отклонения,. % … Число нитей на 50 мм: основы норма, штук 2 50 2 50 2 50 …… 2 . 60

допускаемые отклонения, % … утка норма, штук ……. 2 20 5 1 20 5 не ниже нормы 21 1 34

допускаемые отклонения, % … Крепость полоски 200X50 мм в кг: основы, не ниже …….. – 1 305 1 355 не ниж 420 г нормы 360

утка, не ниже ……… 134 134 170 180

Разрывное удлинение, %: основы . 24-32 24-32 26-31 25-30

утка . . . 8-12 8-12 9-12 9-12

Толщина, мм: норма …………. 1,9 2 0 2,2 1 55

допускаемые отклонения, % … Длина куска, м: 0,1 100 0,1 100 0,1 65 150 0,1 65 150

допускаемые отклонения, % … 2 2 3 3

   В табл. 2 указаны технические характеристики, а в табл. 3- основные характеристики различных бельтингов.

   Для некоторых изделий, которые должны возможно меньше вытягиваться при эксплуатации, бельтинг с обычным разрывным удлинением непригоден. В этих случаях применяется предварительное вытягивание его. Для этого бельтинг замачивается в горячей воде, а затем вытягивается, и в вытянутом состоянии сушится. Полученный таким образом бельтинг обладает меньшим удлинением при разрыве и повышенной прочностью по основе.

   Характеристика различных бельтингов

Наименование Номер Плотность на 50 мм Волокно Число одиночных нитей в крученой Число кручений на 25 мм нити

пряже

основы утка основы утка основы утка

Б-820 . . . 12 50 20,5 30-31 6 5 3-3,2 3.2-3,5

Б-930 . . . 12 50 20.5 30-31 7 6 2.75-3 3-3,25

Б-1048 . . 12 50 21 30-31 8 6 2,6 -3 3-3,2

Б-985 . . . 17 60 34 30-31 8 6 3,6 -3.8 4.3-4,5

   Ограниченное количество типов бельтингов не дает возможности широкого подбора бельтинга для различных изделий, и приходится применять одни и те же бельтинги для ремней и лент с различным количеством прокладок.

   Уточная шнуровая ткань. Сравнительно недавно для изготовления ремней и лент стали применять новую уточную шнуровую ткань, разработанную советскими специалистами. Особенность ее заключается в том, что нитями основы в ней является упругий плотный кордшнур с небольшим удлинением, а для утка применена крученая нить усиленной прочности по сравнению с утком обычного бельтинга.

   Основные показатели этой ткани приведены в табл. 4.

Характеристика уточной шнуровой ткани

Таблица 4

Номер пряжи Плотность на 50 мм Временное сопротивление (в кг) на полоску 50×200 мм Относительное удлинение % Ширина см Толщина мм Вес 1 м. г

основы утка основы утка основы утка основы Утка

37/27/3 37/2 45 45 700 300 30 18 107 2,85 1600

   Уточную шнуровую ткань целесообразно применять для изготовления таких ремней и лент, которые испытывают большое напряжение, и поэтому при изготовлении из обычного бельтинга должны делаться с большим числом прокладок. Большая прочность уточной шнуровой ткани позволяет значительно сократить число прокладок. Практика показывает, что ремень с двумя-тремя прокладками из уточной шнуровой ткани работает на динамомашинах железнодорожных вагонов лучше, чем ремень из бельтинга с пятью-шестью прокладками. На мощных компрессорных установках вместо восьми прокладочных бельтинговых ремней успешно работают трех-, четырехпрокладочные ремни из уточной шнуровой ткани.

   Расчет показывает, что при применении уточной шнуровой ткани число прокладок уменьшается в 2,3 раза.

Технологический процесс.

   В цех, производящий сборку ремней и лент, завозится обычно сменный запас прорезиненных тканей и листовой резины. По мере надобности материал подается на рабочие места.

Пластины для ремней и лент нарезной конструкции дублируются из отдельных прокладок прорезиненного бельтинга. Дублировка производится, как правило, на дублере.

   Рулоны бельтинга с помощью электрот али устанавливаются на стойки дублера. При этом надо следить за тем, чтобы в дублируемой пластине резиновая прослойка одной прокладки накладывалась на промазанную сторону другой прокладки и чтобы рулоны, предназначенные для наружных слоев и покрытые с одной стороны малоклейкой смесью, не попали внутрь. Концы бельтинга от каждого рулона вручную заправляются между направляющими роликами в зазор дублирующих и протаскивающих валов. Сдублированная пластина опудривается и закатывается в рулоны по 60-100 м длиной.

   В зависимости от количества прокладок в изготовляемой пластине зазор между дублирующими и протаскивающими валами устанавливается при помощи штурвала.

При дублировке пластины кромки бельтинга непрерывно равняются с одной ее стороны. Если в процессе дублировки обнаруживаются загрязненные или подсохшие участки бельтинга, то эти участки промываются. В случае применения резиновых смесей на основе каучука промывка производится бензином с последующей просушкой до полного испарения бензина. Бель-тинг, обработанный севанитовыми или наиритовыми смесями, промывается смесью бензина с этилацетатом в соотношении 1:1.

   Иногда попадаются непрорезиненные участки бельтинга, образовавшиеся в результате срыва резиновой прослойки, приставшей к прокладочному холсту, или вследствие недоброкачественной прорезинки на каландре. Такие участки необходимо исправить. Для этой цели оголенное место бельтинга промазывается клеем с последующей просушкой до полного удаления растворителя. Одновременно тем же клеем промазывается резина толщиной 0,3 мм и также просушивается. Затем резина накладывается на ремонтируемый участок промазанной клеем стороной и прикатывается роликом.

   При дублировке пластины может случиться, что один из рулонов бельтинга короче других. В этом случае производят поперечную стыковку прокладки. Поперечная стыковка производится внахлестку под углом в 45 . Ширина нахлестки 150-200 мм. Стыковка производится на столе дублера, где концы прокладочного холста от каждого рулона бельтинга заправляются на деревянные ролики, помещаемые над рулонами и предназначенные для закатки прокладочного холста.



   Рулоны бельтинга с помощью электрот али устанавливаются на стойки дублера. При этом надо следить за тем, чтобы в дублируемой пластине резиновая прослойка одной прокладки накладывалась на промазанную сторону другой прокладки и чтобы рулоны, предназначенные для наружных слоев и покрытые с одной стороны малоклейкой смесью, не попали внутрь. Концы бельтинга от каждого рулона вручную заправляются между направляющими роликами в зазор дублирующих и протаскивающих валов. Сдублированная пластина опудривается и закатывается в рулоны по 60 – 100 м длиной.



   Каждый рулон прорезиненного бельтинга снабжается паспортом, в котором указывается: 1) номер паспорта, 2) номер анализа, 3) ширина ткани, 4) длина ткани, 5) № промазочной смеси, 6) № смеси для резиновой прослойки, 7) вид обработки, 8) дата выпуска, 9) фамилия каландровожатого, 10) штамп ОТК. [2]Такой дублер оборудуется стойками для раскатки рулонов прорезиненного бельтинга и для приема прокладочных холстов. Соответственное количество полос бельтинга ( обычно от 2 до 5 даже до 8) одновременно направляется в зазор дублировочного каландра.

Такой дублер оборудуется стойками для раскатки рулонов прорезиненного бельтинга п для приема прокладочных холстов. Соответственное количество полос бельтинга ( обычно от 2 до 5 и даже до 8) одновременно направляется в зазор дублировочного каландра.



   При дублировке пластины может случиться, что один из рулонов бельтинга короче других. В этом случае производят поперечную стыковку прокладки. Стыковка производится на столе дублера, где концы прокладочного холста от каждого рулона бельтинга заправляются на деревянные ролики, помещаемые над рулонами и предназначенные для закатки прокладочного холста.



   В целях повышения производительности ремнеклеечных машин передовики производства стараются перед началом работы заполнить все стойки рулонами бельтинга, заменяя затем израсходованный рулон новым. Это позволяет сократить перебои в работе дублера.



   Дублер Чижова имеет следующие преимущества: 1) на дублирование поступает свежепромазанная ткань, 2) устраняется необходимость в применении прокладочного холста, 3) отпадает надобность в транспортировании рулонов промазанного бельтинга.



   Промазанный с двух сторон бельтинг или ткань, в соответствии с технологическим регламентом, поступает в цех изготовления ремней. При помощи электротельфера рулон промазанного бельтинга подвешивают в раскаточные стойки каландра. Каландровожатый вручную раскатывает и заправляет бельтинг в зазор между средним и нижним валками каландра для наложения прослоек. Толщина накладываемой прослойки определяется величиной зазора между верхним и средним валками каландра и обычно равна 0 3 – 1 мм. Конец принятой ткани закрепляется на протаскивающей планке дублера. Дублер приводится в движение, он работает синхронно с каландром. При этом ткань проходит между дублирующими валками, из которых верхний приподнят и образует зазор. Когда протаскивающая планка приходит вновь в первоначальное положение, агрегат останавливают, отключают протаскивающую планку, опускают верхний дублирующий валок с помощью поворота руко ятки воздушного трехходового крана, дважды дублируют место стыка за счет переднего и обратного ходов дублера и замечают первоначальный стык.



   В процессе дублирования производится непрерывное выравнивание кромок, с одной стороны бельтинга и одновременная промазка ( освежение и чистка) бензином сухих и загрязненных участков бельтинга. Концы прокладочного холста от каждого рулона бельтинга, входящего в машину-дублер, направляются на деревянные ролики, помещенные над раскатываемыми рулонами бельтинга, и во время дублирования весь холст перематывается на эти ролики.



   Эта операция производится на соединительной машине-дублере. На современных резиновых заводах эта машина работает в одном агрегате с каландром и передача рулонов прорезиненного бельтинга с одной машины на другую не производится.

При дублировке пластины может случиться, что один из рулонов бельтинга короче других. В этом случае производят поперечную стыковку прокладки. Стыковка производится на столе дублера, где концы прокладочного холста от каждого рулона бельтинга заправляются на деревянные ролики, помещаемые над рулонами и предназначенные для закатки прокладочного холста.

Белътинги различаются также по весу. Бельтинг типа БП-935 является плотнотканым.



   Фильтр-пресс ФП-1500, используемый для очистки смазочного масла, имеет большую фильтрующую поверхность и состоит из набора чугунных рам и плит, между которыми расположены бельтинг и фильтровальная бумага. Пакеты из чугунных рам, плит, белътинга и фильтровальной бумаги собирают вместе, сжимают винтом и устанавливают на специальную станину. С помощью насосов очищенное смазочное масло, проходя через фильтр-пресс, подается в резервуар, находящийся выше его уровня.



   В камеру распыления на охлаждение распыленного битума предусмотрена подача воды, распыляемой форсункой Ф-I. Вода из емкости Е-4 насосом Н-2 подается в форсунку Ф-2. Избыток воды от насоса направляется обратно в емкость Е-4. Снаружи белътинг камеры распыления смачивается водой, подаваемой через три маточника, размещенных на разных отметках по высоте камеры. Воздух из камеры распыления через циклон Ц-I выбрасывается в атмосферу. В циклоне улавливаются частицы унесенного битума.



   Ленты резинотканевые конвейерные рифленые, состоят из тканевого сердечника послойной конструкции, резиновой обкладки рабочей и нерабочей поверхностей сердечника. Тканевые прокладки обкладывают резиной. Резиновая обкладка рабочей поверхности ленты имеет рифленую поверхность. Для изготовления тканевого сердечника лент типа I применяют прорезиненный белътинг марки Б – ОПБ, а для изготовления тканевого сердечника лент типа II – прорезиненный бельтинг Б-820. Ленты обоих типов изготовляют конечными.