Технические ткани. Бельтинг. Материалы для изготовления РТИ. Часть 1.
Ткани, применяемые в производстве резиновых технических изделий, разделяются по производственному признаку вырабатываемых из них изделий на четыре большие группы: ремневые ткани, идущие для производства плоских приводных ремней, клиновидных ремней и транспортерных лент, рукавные, применяемые для изготовления всевозможных видов рукавов, обувные, используемые в производстве галош и других видов резиновой обуви, и, наконец, прорезиненные ткани, применяемые в производстве пластинных изделий, изделий ширпотреба и плащей. Все они относятся к группе: ткани технические.
РЕМНЕВЫЕ ТКАНИ Бельтинг
Общие данные. Основным материалом для изготовления плоских приводных ремней и транспортерных лент является ткань, называемая бельтингом. Как и корд для автопокрышек, бельтинг для ремней и лент служит каркасом изделия и принимает на себя всю нагрузку, переносимую изделием во время эксплуатации. Разрыв или разрушение каркаса равносильны разрушению самого изделия.
Долгое время в Советском Союзе применялся только один тип бельтинга-Б-842, представляющий собой хлопчатобумажную ткань, выработанную из пряжи № 12/6 по основе и утку. Применение только одного типа бельтинга нецелесообразно, так как ремни и ленты испытывают различные по величине напряжения и один и тот же тип бельтинга не может соответствовать различным условиям эксплуатации ремней и лент.
В результате исследовательских работ, проведенных Научно-исследовательским институтом резиновой промышленности (НИИРП) для производства приводных ремней и транспортерных лент были предложены четыре типа бельтинга: Б-820, Б-930, Б-1048 и БП-985: Первые два типа внедрены в промышленность и в настоящее время успешно применяются. Проверка опытных производственных партий остальных двух типов бельтинга, в особенности бельтинга БП-985, дала положительные результаты и в ближайшее время бельтинг этого типа должен быть внедрен в промышленность.
Бельтинг относится к тканям, имеющим высокую прочность: по основе и более низкую по утку (соотношение 2,3 : 1). Эта разница в прочности достигается в бельтинге различной плотностью ткани по основе и утку. Характерной особенностью бельтингов, предложенных НИИРП, является применение при их изготовлении различных номеров основы и утка. Вместо применения для основы и утка пряжи одного и того же номера (12/6), как это было в бельтинге Б-842, предложено использовать для основы пряжу с большим, числом сложений, чем для утка. Это позволило вырабатывать более тонкий бельтинг, обладающий большей прочностью по основе.
Увеличение прочности бельтинга по основе отвечает требованию повышения прочности ремней и лент, а снижение его толщины дает возможность изготовить более тонкие, а следовательно, и более гибкие ремни и ленты. Повышение прочности ремней и лент путем увеличения числа прокладок считается нерациональным, так как при этом резко повышается их толщина и уменьшается их гибкость и срок службы.
Обработка бельтинга при производстве плоских приводных ремней и транспортерных лент. Бельтинг, идущий на изготовление плоских приводных ремней или транспортерных лент, перед пуском в основное производство подвергается сушке на сушильном агрегате для уменьшения влажности ткани с 5-6 до 1,5- 2,0%. Этим обеспечивается лучшее прорезинивание ткани и ликвидируются расслоения между отдельными прокладками ремня или ленты. Кроме того, в теплый бельтинг легче втирается разогретая резина.
После сушки производится прорезинивание (фрикционирование) бельтинга на каландре, сначала обрабатывают одну сторону ткани, а затем другую. При фрикционировании бельтинг вытягивается на 8-10%. Прорезиненный с обеих сторон бельтинг называется прокладкой. Из таких прокладок составляется (склеивается) ремень или лента. Для лучшей связи и склеивания одной прокладки с другой между ними помещают резиновую прослойку (сквидж), такие склеенные прокладки называются пластинами.