Бельтинг - характеристика, применение. Часть первая.
Бельтинг – название произошло от английского слова belting – ремень.
Бельтинг – это очень прочная ткань из хлопчатобумажной пряжи, применяется в качестве каркаса в производстве резинотехнических изделий или в качестве фильтрующего материала.
Гарнитуровое или гроденаплевое переплетение тканей. Бельтинг представляет собой суровую хлопчатобумажную ткань, неаппретированную, гроденаплевого переплетения. Гарнитуровое, или гроденаплевое, переплетение-это наиболее простая форма переплетения тканей. Изготовляется бельтинг как по основе, так и по утку из крученой хлопчатобумажной пряжи, обычно низких номеров.
Изготовляется бельтинг нескольких типов.
По выработке бельтинги делятся на мягкотканые и плотнотканые. Последние обладают значительной плотностью нитей, что сообщает ткани большую способность к растяжению по утку вследствие большей волнистости основных нитей. Поэтому плотнотканые бельтинги, имея повышенную прочность и небольшую толщину, обладают несколько большим относительным удлинением.
Бельтинг относится к тканям, имеющим высокую прочность по основе и низкую по утку, что достигается различной плотностью основы и утка. Применение таких тканей дает возможность изготовлять высокопрочные ремни при сравнительно малом количестве слоев прорезиненной ткани. Бельтинг – ткань с полотняным переплетением – применяется в основном для изготовления приводных ремней и транспортерных лент. Бельтинг отличается от обычных тканей с полотняным переплетением тем, что основа и уток ее состоят из нитей двойного кручения, и характеризуется высокой прочностью по основе и более низкой по утку.
Бельтинги выпускаются нескольких марок: Б-820, Б-930. Цифры в данном случае означают массу 1 м2 бельтинга в г. Все бельтинги представляют собой толстую прочную ткань толщиной 2 – 2 5 мм. В соответствии с условиями работы готовых изделий от тканей ремневого производства требуется высокая прочность, изгибоустойчивость и стойкость к перетиранию. Уточные нити у них делаются из менее прочной пряжи, и плотность нитей утка почти в 2 – 3 раза меньше плотности нитей основы.
Бельтинг ( ГОСТ 2924 – 45), бельтинг бф-бд арт 2030, корд ( ГОСТ 768 – 50) и чефер ( ГОСТ 642 – 41) представляют собой техническую хлопчатобумажную плотную ткань. Высокопрочный бельтинг и бельтинг для поручней метро производится из высококачественного тонковолокнистого хлопка, обычный бельтинг – из средне-волокнистого хлопка лучших сортов. Бельтинг, идущий для наружных прокладок ремня, обычно для экономии промазывается с наружной стороны более дешевой резиновой смесью. Прорезиненные бельтинг, корд и чефер используются для изготовления покрышек автомашин. Поэтому для изготовления манжет и уплотняющих колец из прорезиненных тканей в мастерских при ремонтных цехах обычно используют отходы производства шинных заводов и заводов резиновых изделий.
Ткань бельтинг совершенно непригодна. Все перечисленные бельтинги изготовляются из хлопчатобумажной пряжи. Бельтинги из вискозного шелка в производстве ремней и лент применяются пока в небольшом количестве, но могут быть использованы с таким же успехом, как и хлопчатобумажные. Однако при этом перед обрезиниванием на каландре необходимо пропитать их специальным составом. Рулоны бельтинга с помощью электрот али устанавливаются на стойки дублера. При этом надо следить за тем, чтобы в дублируемой пластине резиновая прослойка одной прокладки накладывалась на промазанную сторону другой прокладки и чтобы рулоны, предназначенные для наружных слоев и покрытые с одной стороны малоклейкой смесью, не попали внутрь. Концы бельтинга от каждого рулона вручную заправляются между направляющими роликами в зазор дублирующих и протаскивающих валов. Сдублированная пластина опудривается и закатывается в рулоны по 60 – 100 м длиной.
Отходы бельтинга при тщательно проведенном раскрое и правильном подборе длины кусков невелики. Повышение процента удлинения бельтинга отрицательно влияет на качество ремня. Оно ведет к быстрому вытягиванию ремня во время эксплуатации, частым перешивкам и укорочению срока его службы.
Относительно небольшая прочность бельтингов Б-820 и даже Б-930 вызвала применение для транспортерных лент бельтингов особо прочных ОПБ-5 и ОПБ-12. Ввиду того что бельтинг используется для изготовления таких резиновых изделий, как плоские приводные ремни и транспортерные ленты, кроме общих методов испытания тканей он подвергается дополнительным анализам. Ремни и бельтинг ( кроме ремней и бельтинга, полностью выполненных из вулканизированного каучука) обычно состоят из каркаса, сделанного из нескольких слоев тканей, прорезиненных или не прорезиненных, ( например, обычных текстильных тканей, вышитых или вязаных тканей, слоев параллельных нитей), из стального кабеля и полос, которые полностью покрыты вулканизированным каучуком.
Оценку качества партии бельтинга по прочности и удлинению производят по результатам испытания каждого рулона в отдельности. Это значит, что прочность и удлинение каждого куска в партии должны соответствовать нормам, установленным ГОСТ 2924 – 45 на прочность и удлинение. Оценку качества партии по толщине, числу нитей основы и утка, ширине ткани производят обычным порядком-по средней арифметической результатов испытаний всех отобранных от партии рулонов. Каждый рулон прорезиненного бельтинга снабжается паспортом, в котором указывается: 1) номер паспорта, 2) номер анализа, 3) ширина ткани, 4) длина ткани, 5) № промазочной смеси, 6) № смеси для резиновой прослойки, 7) вид обработки, 8) дата выпуска, 9) фамилия каландровожатого, 10) штамп ОТК.
Фрикционный каландр.
Бельтинг, промазанный резиновой смесью, закатывается вместе с прокладочным холстом в рулон. Во избежание прилипания промазанного бельтинга к холстам последние пропитываются специальным составом. Промазанный бельтинг применяется для изготовления транспортерных лент или ремней без резиновых прослоек. Тарелка покрыта бельтингом и металлической сеткой , предохраняющей ткань от истирания. Во время фрикционирования бельтинг подвергается большому натяжению. Вследствие этого он теряет 18 – 22 % от величины удлинения высушенного бельтинга. При вытяжке перед вулканизацией у бельтинга вновь снижается удлинение на 15 – 19 % по отношению к удлинению прорезиненного бельтинга. Для бельтинга и для ремня это является неблагоприятным моментом.
Влияние физико-механических показателей бельтинга на качество и срок службы ремней и лент очень значительно. Для дублирования полос прорезиненного бельтинга применяют различные приспсссбления, называемые дублерами. Затвор петлевой из обрезиненного бельтинга. Наружные поверхности окрашиваются светлой краской, стойкой против атмосферных осадков. Внутреннее покрытие назначается в зависимости от агрессивности хранимого продукта. Описываемый резервуар входит в серию типовых проектов вместимостью от 100 до 30000 м3, предназначенных для применения в аналогичных климатических условиях.